сообщества  
  • Sitemap
  • Contact
  • 2. Источники данных о населении. Учет естественного и механиче-
  • Программа переписи населения (ППН).
  • 9. Урбанизация и особенности расселения в России
  • 10. Миграция населения
  • 11. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население
  • 12. Качество жизни населения
  • 13. Демографическое прогнозирование
  • 1 НАЗОВИТЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИ-
  • II. Концепция демографической политики Российской Федерации
  • Термины и понятия, используемые в Концепции
  • 3. Общие коэффициенты естественного движения населения
  • 4. Структуры населения
  • Расчёт числа лет, прожитых в браке методом условного поколения.
  • 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
  • 6. Социальная и демографическая политика.
  • 7. Смертность и продолжительность жизни.
  • 7.3. Таблицы смертности
  • 8. Естественный рост и воспроизводство населения
  • ВВЕДЕНИЕ

     

    В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма образуют спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим национальными интересами России признаются стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и завершение процесса становления демократического общества, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью на современном этапе являются выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего, структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения.

    Выступая 23 марта 2005 г. на «правительственном часе» в Совете Федерации, Министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев еще раз обратил внимание на то, что на современном этапе организованная преступность, наряду с наркоманией и терроризмом, является одной из основных угроз национальной безопасности страны. Особая опасность этого явления заключается в осуществлении деятельности, параллельной официальному обществу и государству, но противоречащей закону, с использованием в своих целях структур самого общества и государства. В природе организованной преступности доминируют два основных условия: во-первых, высокий уровень коррупции и, во-вторых, возможность легализации доходов от преступной деятельности. Сегодня можно констатировать, что организованная преступность в той или иной степени проникла в большинство жизненно важных отраслей экономики страны. Прежде всего, это характерно для металлургического и лесопромышленного комплексов, добычи биоресурсов, сферы интеллектуальной собственности, производства и реализации алкогольной и табачной продукции, автомобильного бизнеса. На потребительском рынке криминалитет диктует свою ценовую политику, от которой страдает и производитель, и население. В качестве доходной сферы преступные сообщества продолжают рассматривать топливно-энергетический комплекс страны. О масштабах такого проникновения в главную бюджетообразующую сферу государства свидетельствуют вскрытые многочисленные факты незаконной разработки месторождений нефти, использования сотен законсервированных нефтяных вышек, уклонения от уплаты налогов и хищения бюджетных средств в особо крупных размерах.

    По словам главы МВД, в настоящее время в России действует 116 преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, общей численностью более 4 тысяч активных участников. Под их контролем находятся, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов. Для создания благоприятных условий осуществления преступной деятельности организованный криминалитет проявляет повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления. Стремясь получить дополнительные доходы, преступные сообщества активно распространяют свое влияние за рамками национальных границ, создав финансово-экономические позиции более чем в 40 зарубежных странах. Наряду с этим интенсивно происходит и процесс проникновения иностранных мафиозных организаций на российский рынок.

    В Уголовный кодекс РФ 1996 г. (далее – УК РФ) включены нормы, определяющие преступное сообщество (преступную организацию) как самостоятельную и наиболее опасную форму групповой (организованной) преступности и устанавливающие ответственность за создание, руководство и участие в такого рода криминальных формированиях (ч. 4 ст. 35, ст. 210 УК РФ). Данное законодательное решение представляется необходимым и своевременным, поскольку российская организованная преступность имеет ярко выраженную тенденцию к консолидации, расширению сфер криминальной деятельности, характеризуется направленностью на совершение тяжких и особо тяжких посягательств, в большинстве случаев на извлечение сверхприбыли в результате незаконных деяний. Действительно, практика все чаще и чаще сталкивается не с отдельными, разрозненными преступными группировками, а их конгломератами (устойчивыми и сплоченными объединениями), либо криминальными формированиями, имеющими сложную, многоуровневую структуру.

    Другой важной причиной выделения преступного сообщества (преступной организации) в качестве самостоятельной уголовно-правовой категории стала практическая потребность в привлечении к уголовной ответственности лиц, осуществляющих общее руководство преступной деятельностью, не связанное с подготовкой и совершением конкретных преступлений.

    Статистические данные свидетельствуют о том, что количество уголовных дел по ст. 210 УК РФ из года в год возрастает. Так, если в 1997 г. следователями органов внутренних дел и прокуратуры было направлено в суды лишь 7 уголовных дел по обвинению в организации преступного сообщества (преступной организации), то к 2001 г. это число возросло ровно в десять раз. В 2002 г. зарегистрировано 123 преступления данной категории; закончено расследованием и направлено в суд 83 уголовных дела (в том числе 54, зарегистрированных именно в 2002 г.); выявлено 183 участника преступных сообществ; привлечено к ответственности – 177, из них организаторов – 27. В 2003 г. зафиксировано уже 141, а в 2004 г. – 224 преступления по признакам ст. 210 УК РФ, выявлено, соответственно, 188 и 412 организаторов и участников преступных сообществ.

    Вместе с тем, по данным Следственного комитета при МВД РФ по состоянию на 30 мая 2002 г., из числа направленных в суд только по 13 уголовным делам (8,3%) подсудимые были осуждены по ст. 210 УК РФ, причем по 4 делам приговоры были отменены Верховным Судом РФ с прекращением уголовного преследования в части обвинения подсудимых в организации и участии в преступном сообществе (преступной организации). По 80 (или 86,1%) из 93 рассмотренных судами дел подсудимые были оправданы судом первой инстанцией по ст. 210 УК РФ, и их действия квалифицировались по другим статьям уголовного закона.

    Одна из причин недостаточно высокой результативности уголовно-правовой борьбы с организованными преступными сообществами (преступными организациями) – низкий уровень законодательной техники в статьях 35 и 210 УК РФ. Между тем, от точности определения признаков организации преступного сообщества (преступной организации) зависит возможность и эффективность их установления и доказывания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и, как следствие, применение статьи 210 УК РФ. С одной стороны, необходимо стремиться к тому, чтобы все без исключения виновные в организации и участии в преступном сообществе (преступной организации) были привлечены к ответственности. С другой стороны, даже в интересах борьбы с организованной преступностью не допустимо «размывать» основание уголовной ответственности, произвольно расширять его границы, вставать на путь объективного вменения.

    Анализу состава организации преступного сообщества (преступной организации) в уголовно-правовой доктрине в последнее время уделяется достаточное внимание. Исследование указанного уголовно-наказуемого деликта предпринято в рамках учебной литературы, опубликовано множество статей, посвященных отдельным сложным вопросам применения ст. 210 УК РФ, защищен ряд диссертаций по соответствующей тематике. К сожалению, указанные исследования в большинстве случаев характеризуются высоким уровнем теоретического обобщения и не затрагивают реальных проблем, стоящих перед практикой.

    Это обусловливает практическую значимость уголовно-правового анализа статьи 210 УК РФ и рассмотрения наиболее важных и актуальных проблем квалификации соответствующего общественно опасного посягательства. Конечно, в рамках настоящего пособия невозможно обозначить все существующие на практике проблемные вопросы правовой оценки организации преступного сообщества (преступной организации). Однако надеемся, что оно окажется полезным, в первую очередь, для сотрудников правоохранительных органов и судей, а также практикующих юристов, аспирантов (адъюнктов), студентов и слушателей юридических вузов.


    быть   является   ЮРИДИЧЕСКОЙ   должен   адвокаты   профессии   клиентов   деятельности   клиента   деятельности   клиенту   между   Президиумом   действия   примеры   норм   КОЛЛЕГИИ   адвокатуре   клиентов   своих   обеспечить   юристов   Юристы   права   АССОЦИАЦИИ   юристами   правовой   быть   ПРОФЕССИИ   Д Р Е В НЯ Я К У Л Ь Т У Р А