сообщества  
  • Sitemap
  • Contact
  • 2. Источники данных о населении. Учет естественного и механиче-
  • Программа переписи населения (ППН).
  • 9. Урбанизация и особенности расселения в России
  • 10. Миграция населения
  • 11. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население
  • 12. Качество жизни населения
  • 13. Демографическое прогнозирование
  • 1 НАЗОВИТЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИ-
  • II. Концепция демографической политики Российской Федерации
  • Термины и понятия, используемые в Концепции
  • 3. Общие коэффициенты естественного движения населения
  • 4. Структуры населения
  • Расчёт числа лет, прожитых в браке методом условного поколения.
  • 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
  • 6. Социальная и демографическая политика.
  • 7. Смертность и продолжительность жизни.
  • 7.3. Таблицы смертности
  • 8. Естественный рост и воспроизводство населения
  • II. Концепция демографической политики Российской Федерации

    на период до 2015 г.

    Введение

    Демографическая политика – это целенаправленная деятельность госу-

    дарственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования

    процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на форми-

    рование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохра-

    нения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры

    населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейно-

    го состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характе-

    ристик населения.

    Концепция демографической политики Российской Федерации (далее

    именуется – Концепция) – система определений важнейших целей, задач и при-

    оритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулиро-

    ваны важнейшие направления государственной политики Российской Федера-

    ции в области народонаселения до 2015 года.

    Концепция – это основа демографической политики. Она составляет пра-

    вовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться

    программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоро-

    вья и продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического

    развития.

    Концепция ориентирована на период до 2015 года. Ее реализация предпо-

    лагает устойчивое социально-экономическое развитие страны, что обусловлено

    инерционностью демографических процессов и долгосрочностью достижения

    ожидаемых результатов.

    I. Характеристика демографической ситуации в Российской Федера-

    ции

    Демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В

    результате предшествующего демографического развития наступила и продол-

    жает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой поло-

    вине 90–х гг. и совпал с экономическим кризисом в стране.

    С 1986 г. происходит устойчивое сокращение общего прироста населе-

    ния, который к 1991 г. уменьшился почти в 8 раз. С 1993 г. естественная убыль

    населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 – 0,9 млн человек в год).

    Численность населения страны за 1992–2000 гг. сократилась на 3,5 млн человек

    и к началу 2001 г. составила около 145 млн человек.

    За 1992–2000 гг. число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Россий-

    ской Федерации.

    В 27 регионах страны число умерших в 2–3 раза превышает число ро-

    дившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме

    г.Москвы), Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская,

    Нижегородская, Пензенская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Респуб-

    лика Мордовия.

    83

    Естественный прирост населения в 2000 г. имел место только в 15 регио-

    нах. Среди них – северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Рос-

    сийской Федерации восточной части страны и северные автономные округа.

    В последние 2 года ситуация с естественным воспроизводством населе-

    ния еще больше обострилась. В 1999 г. превышение числа умерших над родив-

    шимися составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. – 958 тыс. чело-

    век. Депопуляция затронула (в разной степени) практически все территории

    Российской Федерации и почти все этнические группы.

    Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 г. ро-

    дилось 1260 тыс. человек, что на 730 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в

    1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на существенное увеличение

    репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994–1999 годов) числен-

    ность лиц в возрасте 18–25 лет увеличилась на 1,4 млн человек.

    Еще с конца 60–х гг. рождаемость опустилась до уровня, немногим ниже

    необходимого для простого воспроизводства населения. Современные парамет-

    ры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В

    настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится

    1,2 рождений при уровне, необходимом для простого воспроизводства населе-

    ния, в 2,15.

    Экстенсивные факторы, хотя и привели в 2000 г. к некоторому увеличе-

    нию числа родившихся, практически не изменили уровня рождаемости.

    В ряде регионов Европейской части России суммарный коэффициент ро-

    ждаемости составляет около 1,0 рождения на женщину. Очень низок этот пока-

    затель в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской и Смоленской, Мос-

    ковской и Ярославской областях.

    Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым

    распространением малодетности (1–2 ребенка), сближением параметров рож-

    даемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого

    ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемо-

    сти не могут сохранить демографический потенциал страны.

    Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачно-

    стью. По сравнению с 1990 г. общий коэффициент брачности в 2000 году сни-

    зился почти на треть.

    Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации

    брачных отношений. Как результат – распространение добрачных сожительств и

    не оформленных юридически браков. В 2000 г. каждый четвертый ребенок рож-

    дался вне брака.

    Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой

    рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населе-

    ния. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995–1998 гг. оказалось

    непродолжительным. С 1999 г. смертность населения страны вновь начала рас-

    ти.

    В 2000 г. рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России.

    Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом оп-

    84

    ределяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди кото-

    рых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза

    выше уровня женской и в 2–4 раза выше, чем в развитых странах. При сохране-

    нии современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян,

    достигших в 2000 г. 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

    Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болез-

    ней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровооб-

    ращения, несчастных случаев, отравлений и травм (в том числе от случайных

    отравлений алкоголем, автотранспортных травм, убийств, самоубийств).

    Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая

    распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают

    высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перина-

    тальной смертности, мертворождаемости (7,2 случаев на 1000 родившихся жи-

    выми и мертвыми).

    Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на по-

    казателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в

    настоящее время составляет 65,9 лет (1992 г. – 68,8 лет). Ожидаемая продолжи-

    тельность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем у женщин.

    Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении

    ведет к демографическому старению. В 1998 г. впервые по стране в целом чис-

    ленность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подрост-

    ков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек. На 1 января 2000 г. лиц пенсионно-

    го возраста было больше, чем детей на 1,1 млн человек (на 3,9%). В 41 регионе

    страны на долю детей и подростков приходилось менее пятой части жителей.

    Кризисные явления в демографической и социальной сфере во многом

    связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране. Вследствие изменения

    внутренних миграционных потоков в течение 1990–х годов интенсивно сокра-

    щается численность населения северных и восточных регионов России. За 1992–

    1999 гг. только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1

    млн человек, или 8,5% населения.

    Остаются острыми проблемы внутриперемещенных лиц, связанные с по-

    следствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Общая числен-

    ность граждан, временно покинувших места постоянного проживания и разме-

    щенных на территории Чечни и соседних субъектов Российской Федерации, в

    настоящее время составляет 401,7 тыс. человек. Неустроенность части вынуж-

    денных переселенцев, беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие рабо-

    ты, жилья, средств существования), создает социальную напряженность, ведет к

    возникновению межнациональных конфликтов.

    Ограниченный миграционный потенциал русского населения в государ-

    ствах – участниках СНГ не позволяет рассчитывать на значительное увеличение

    переселения в Россию. Если в 1991–1995-х гг. миграционный прирост населения

    России в обмене со странами СНГ и Балтии составлял 2541 тыс. человек, то в

    1996–2000 гг. он снизился до 1739 тыс. человек.

    В дальнейшем будет происходить усложнение этнической структуры им-

    85

    мигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор на-

    родов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.

    Несмотря на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы не-

    законная миграция из стран дальнего зарубежья. За последние 5 лет количество

    задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Со-

    гласно экспертным оценкам, в настоящее время в России находится от 700 до

    1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным пра-

    вовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России рабо-

    тают не менее 1,5–2 млн иностранцев, что существенно осложняет ситуацию на

    рынке труда.

    Нерешенной проблемой до последнего времени остается интеграция вы-

    нужденных мигрантов в социальную среду. В 1992–2000 гг. статус вынужденно-

    го переселенца и беженца получили более 1,6 млн человек. На начало 2001 г. их

    численность составляла более 850 тыс. человек, из которых более 300 тыс. нуж-

    даются в государственной поддержке и жилищном обустройстве.

    Определенную опасность для национальных интересов России представ-

    ляет эмиграция населения. Если до середины 80–х гг. численность выбывающих

    на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в

    1990 году – превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последую-

    щие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготов-

    ленной молодежи, на обучение которой затрачены значительные средства.

    В условиях сократившихся в последние годы объемов переселений, ми-

    грация населения не в полной мере выполняет свою основную функцию – пере-

    распределение населения по территории страны с целью сбалансированности

    спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда. Ожив-

    ление экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспро-

    порции вызовут необходимость более активного перераспределения населения и

    трудовых ресурсов в пределах страны.

    Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о

    наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих

    особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера

    и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и

    некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в по-

    следние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается чис-

    ленность населения, ухудшается его демографическая структура.

    В настоящее время на территории Российской Федерации в 5 республи-

    ках, краях, 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тыс. че-

    ловек, относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако

    общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно корен-

    ных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из

    30 малочисленных народов Севера с 1995 г. сократилась численность 21, на-

    блюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, сред-

    няя продолжительность жизни на 10–15 лет ниже, чем в среднем по России. Как

    следствие, сокращаются их численность и удельный вес в населении страны.

    86

    К остропроблемным регионам относится также Центральная Россия, где

    естественная убыль населения настолько велика, что положительный миграци-

    онный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографиче-

    ский потенциал Центра России, в особенности его сельских районов, в результа-

    те имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населе-

    ния в значительной мере подорван.

    Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного

    движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности на-

    селения.

    Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 г. со-

    кратится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн человек или на 7,2%. и

    составит 134,4 млн человек. Положительный миграционный прирост не компен-

    сирует естественной убыли населения.

    При условии сохранения существующих тенденций распределение насе-

    ления по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля

    россиян, проживающих в европейской части страны, при сокращении населения

    северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 гг. численность

    населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7,6%, северных и прирав-

    ненных к ним территорий – на 12,0%. Географический сдвиг расселения населе-

    ния в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселе-

    ния азиатской части России, приграничных регионов, что весьма нежелательно,

    с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Рос-

    сийской Федерации.

    Процесс старения населения страны выразится в ухудшении соотношения

    возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соот-

    ношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность вы-

    ходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 г. будет почти в два раза

    превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.

    II. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с

    демографической ситуацией Российской Федерации

    Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до

    параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослаб-

    ления политического, экономического и военного влияния России в мире, воз-

    можность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

    Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз-

    раст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных

    сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет

    собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государствен-

    ных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасно-

    стью. По сравнению с 2000 г. численность мужского населения в возрасте 17–19

    лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек.

    Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению

    проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и разви-

    вать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации,

    87

    уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразова-

    тельных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению систе-

    мы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологи-

    ческой зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие

    учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников обще-

    образовательных учреждений.

    Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности на-

    селения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического

    потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение

    численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразви-

    тия России на 3,2 млн человек за 2006–2010 гг.) вызовет дефицит рабочей силы,

    который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран

    Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

    В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей

    силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, по-

    высится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплата-

    ми пенсий и социальных пособий.

    Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокраще-

    нием численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочис-

    ленных народов, может привести к их полному исчезновению.

    Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции)

    окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской

    Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей

    ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает

    экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг

    страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополни-

    тельные экономические и социальные трудности.

    Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научно-

    го, творческого и экономического потенциала страны.

    III. Цели и задачи демографической политики

    Целью демографической политики Российской Федерации является по-

    степенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок

    последующего демографического роста.

    Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

    в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжитель-

    ности жизни:

    • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет

    улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвра-

    тимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подрост-

    ков и лиц трудоспособного возраста;

    • улучшение репродуктивного здоровья населения;

    • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем со-

    кращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

    • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем

    88

    предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потен-

    циала здоровья.

    в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

    • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем по-

    степенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу

    репродуктивного поведения семей;

    • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рацио-

    нальной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

    • создание условий для самореализации молодежи;

    • социальная защита и материальное поощрение ответственного роди-

    тельства.

    в области миграции и расселения:

    • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенно-

    го механизма миграционного замещения естественной убыли населения Россий-

    ской Федерации;

    • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения

    соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-

    экономического развития Российской Федерации;

    • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирова-

    ние толерантности к мигрантам.

    IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоро-

    вья и увеличения продолжительности жизни населения

    В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

    населения определены следующие приоритеты:

    • укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за

    счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и

    отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культу-

    ры, отдыха и оздоровления;

    • сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенство-

    вания профилактической и лечебно-диагностической помощи;

    • улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в

    первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и

    отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения,

    новообразований и инфекционных болезней;

    • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны

    профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекци-

    онных заболеваний.

    В проведении профилактической работы необходимо скоординировать

    действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, бла-

    готворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть ак-

    тивное участие самого населения.

    Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического про-

    свещения и обучения граждан.

    Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительно-

    89

    го поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населе-

    ния. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и прове-

    дению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой инфор-

    мации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает

    развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых цен-

    тров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить под-

    держку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепле-

    ние здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные

    акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и

    предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы

    поддержки подобных инициатив.

    Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя

    и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкого-

    лизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, администра-

    тивных ограничений, информационных воздействий способно привести к же-

    лаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества

    алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потребле-

    нию менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с

    одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или

    нелегальные алкогольные изделия, но, в то же время, ограничивать потребление

    алкоголя.

    В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу

    алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершен-

    нолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового

    скопления населения.

    Следует усилить контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не

    должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных

    напитков.

    В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения

    необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств,

    которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефо-

    нов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицин-

    ских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

    В области охраны и укрепления здоровья граждан будет усилено внима-

    ние органов государственной власти Российской Федерации к совершенствова-

    нию организации и развитию государственной и негосударственной форм ока-

    зания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.

    Требует решения проблема обеспечения доступности медицинской по-

    мощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и

    лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в феде-

    ральных медицинских учреждениях.

    Необходимо обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультаци-

    онно-диагностических служб областных, краевых и республиканских учрежде-

    ний здравоохранения, восстановить работу выездных бригад поликлиник с це-

    90

    лью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местно-

    сти и отдаленных районов, развивать сеть реабилитационных (восстановитель-

    ных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети боль-

    ниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.

    Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-са-

    нитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-по-

    ликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьше-

    ние объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увели-

    чении объемов услуг дневных стационаров).

    Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реа-

    лизовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и

    наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-ин-

    фекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

    Необходимо усилить государственную поддержку мер, направленных на

    профилактику, раннее выявление заболеваний, разработку и внедрение совре-

    менных технологий в лечебно-диагностические процессы.

    В целях снижения осложнений и смертности от злокачественных новооб-

    разований требуются разработка и внедрение скрининговых программ по про-

    филактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

    Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение

    бесплодия, в связи с чем планируется разработать соответствующие программы,

    направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репро-

    дуктивного здоровья.

    С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения

    здоровья новорожденных должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, пре-

    дусмотрены возможности повышения качества питания беременных, оздоровле-

    ния их в санаторно-курортных учреждениях.

    Важным направлением является разработка и внедрение прогрессивных

    организационных и перинатальных технологий, способствующих повышению

    качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие пери-

    натальных центров; разработка и внедрение в практику эффективных медицин-

    ских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродук-

    тивной функции; разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного

    здоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременно-

    сти, абортов и инфекций, передаваемых половым путем.

    Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья

    подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравст-

    венному воспитанию.

    В связи с широким распространением среди детей и подростков алкого-

    лизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем,

    следует предусмотреть создание таких новых структурных подразделений, как

    отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторных – поликли-

    нических учреждениях и учебных заведениях.

    В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья ра-

    91

    ботающих должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих атте-

    стацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных

    факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по ох-

    ране труда. Необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность ра-

    ботодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для

    здоровья работающих во вредных и тяжелых условиях.

    Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана

    система принципов экономической заинтересованности работодателей в улуч-

    шении условий и охране труда, предусматривающая развитие страхования от

    производственного травматизма.

    Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными

    возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии,

    направленной на создание возможностей максимального использования потен-

    циала инвалидов.

    С целью проведения медико-социальной реабилитации категорий населе-

    ния, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия суще-

    ствования, необходимо предусмотреть развитие новых форм медико-социаль-

    ного обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свобо-

    ды, а также бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания

    из приемников-распределителей органов внутренних дел. Следует предусмот-

    реть развитие сети Домов ночного пребывания, в которых оказывается социаль-

    но-психологическая, юридическая помощь гражданам, оказавшимся в трудной

    жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.

    Активные меры должны быть приняты по развитию и совершенствова-

    нию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций и

    оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здраво-

    охранения, образования.

    Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому

    населению существенное значение имеет укрепление материально-технической

    базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности.

    Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Рос-

    сийской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-

    диагностической и консультативной помощи.

    Учитывая особенности охраны здоровья коренных малочисленных наро-

    дов Севера, особое внимание должно быть уделено улучшению организации

    медицинской помощи в северных территориях.

    V. Приоритеты демографической политики в области стимулирова-

    ния рождаемости и укрепления семьи

    В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены

    следующие приоритеты:

    • ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью,

    состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетно-

    сти интересов данных семей при формировании и реализации социальной поли-

    тики;

    92

    • создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность

    рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на

    обеспечение постепенного перехода от малодетной (1–2 ребенка) к среднедет-

    ной (3–4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального

    благосостояния, качества и уровня жизни семей;

    • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для

    сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

    • повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта

    социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации

    на полную семью и рождение двух и более детей;

    • формирование общественного мнения в направлении необходимости

    укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

    • разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, де-

    тей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

    Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучше-

    ние качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рож-

    даемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

    Важным направлением повышения материального благосостояния, каче-

    ства и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребитель-

    ской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины

    беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть

    дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию пита-

    ния, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольст-

    венные товары, транспортные расходы.

    Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучше-

    ния материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения по-

    мощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по даль-

    нейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработи-

    цы, в том числе скрытой.

    Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов

    (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально

    обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

    Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общест-

    венном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо даль-

    нейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отно-

    шения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работни-

    ков с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного

    контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение

    доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учре-

    ждений и летних оздоровительных лагерей.

    Необходимо разработать механизмы материального стимулирования се-

    мей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных

    условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них – даль-

    нейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим

    93

    детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить

    размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от оче-

    редности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей,

    военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты али-

    ментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

    В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо исполь-

    зовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего

    предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от

    дохода семьи и количества детей.

    Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В

    кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых

    семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, преду-

    смотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с

    понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

    Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необ-

    ходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, цен-

    тров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для моло-

    дежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного роди-

    тельства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система

    учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семь-

    ям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и со-

    циальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся

    на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным

    обустройством.

    VI. Приоритеты демографической политики в области миграции и

    расселения

    В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и

    направления:

    • привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств – уча-

    стников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

    • создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к

    сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциа-

    ла населения Российской Федерации;

    • обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем

    применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр.

    механизмов;

    • создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных

    прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

    Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-пра-

    вовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обес-

    печения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Россий-

    ской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необ-

    ходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы,

    регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

    94

    Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных по-

    токов, создать действенный механизм миграционного замещения естественной

    убыли населения Российской Федерации.

    В рамках разрабатываемой Федеральной миграционной программы на

    2002–2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, на-

    правленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, инте-

    грацию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройст-

    ва), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы

    иммиграционного контроля и т.п.

    Следует разработать механизмы привлечения в Российскую Федерацию

    иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий ква-

    лификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес

    для социально-экономического развития России. При этом необходима выра-

    ботка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных

    специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциа-

    ла учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых

    специалистов в развитые страны.

    Важнейшей задачей является проведение активной региональной эконо-

    мической политики, направленной на сохранение численности населения в важ-

    ных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позво-

    лит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на времен-

    ной, ротационной основе.

    Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стиму-

    лирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших

    за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в пер-

    вую очередь – высококвалифицированных специалистов и предпринимателей,

    включая предоставление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

    В части регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны

    меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей си-

    лы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического раз-

    вития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.

    Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разра-

    ботки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регио-

    нально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение имми-

    грационных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку на-

    селения и трудовых ресурсов.

    Особое внимание должно быть уделено разработке мер селективной им-

    миграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификацион-

    ным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной

    и постоянной основе.

    VII. Информационное обеспечение реализации Концепции демогра-

    фического развития

    Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает ис-

    пользование данных государственной статистики, итогов разработки предстоя-

    95

    щей переписи населения и данных, создаваемого Государственного регистра

    населения Российской Федерации, с целью предоставления населению досто-

    верных данных о демографических проблемах и путях их решения.

    Необходимо разработать систему информационного обеспечения единой

    государственной демографической политики, включив в нее специализирован-

    ные телевизионные и радиопрограммы, издание специализированных газет и

    журналов, разработку учебных программ.

    Следует активизировать начатую работу по созданию роликов (теле- сю-

    жетов) социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа

    жизни, обеспечения безопасности жизни.

    Специально организованная информационная кампания должна быть рас-

    считана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости

    повышения рождаемости, повышения общественного престижа семьи с не-

    сколькими детьми, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с

    несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.

    Информационное воздействие на массовое сознание с помощью специ-

    альных технологий должно быть достаточно долговременным и последователь-

    ным, проработано стратегически и методически.

    Данная кампания должна объединять деятельность средств массовой ин-

    формации на федеральном и региональном уровнях, информационных структур

    федеральных министерств и ведомств, участвующих в реализации Концепции,

    общественных объединений и некоммерческих организаций.

    Требуется развитие системы информирования и повышения образова-

    тельного уровня населения о сердечно-сосудистых, онкологических, эндокрин-

    ных и других заболеваниях и их последствиях, по созданию и реализации еди-

    ных установок по охране репродуктивного здоровья и повышению ответствен-

    ности населения за состояние своего здоровья.

    Средства массовой информации должны пропагандировать здоровый об-

    раз жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать нацио-

    нальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим

    мировоззрением.

    Через средства массовой информации следует проводить работу, направ-

    ленную на недопущение передачи от поколения к поколению вредных поведен-

    ческих стереотипов. Этой цели должны служить программы формирования здо-

    рового образа жизни, гигиенически рациональных стереотипов поведения у де-

    тей и молодежи: занятие физкультурой и спортом, отказ от курения и т.д. Необ-

    ходимо развивать систему информирования населения о возможных опасностях

    и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, сти-

    хийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных

    для здоровья товаров.

    Необходимо создать материальную базу для повсеместного введения в

    программы обучения в общеобразовательных и иных учебных заведениях кур-

    сов «Обеспечение безопасности жизни», разработать учебники и учебные посо-

    бия, обеспечить подготовку соответствующих преподавателей.

    96

    Должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения го-

    сударственной информационно-просветительской кампании, направленной на

    изменение репродуктивных установок российской семьи, формирование обще-

    ственного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи,

    повышения ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к

    среднедетной семье.

    VIII. Механизмы и этапы реализации Концепции

    Реализация Концепции предполагает:

    • объединение усилий государственных и общественных организаций,

    направленных на выработку единых подходов к формированию демографиче-

    ского поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографиче-

    ского потенциала Российской Федерации;

    • координацию действий законодательных и исполнительных органов на

    федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздо-

    ровление демографической ситуации;

    • разработку федеральных и региональных планов действий и программ

    по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулиро-

    ванных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;

    • концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию

    приоритетных положений Концепции с учетом использования средств феде-

    рального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения

    дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международ-

    ных организаций;

    • обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и регио-

    нальных программах социально-экономического развития;

    • продвижение в решения международных организаций, занимающихся

    вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам рос-

    сийской политики в этих областях.

    На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-

    рации главными задачами в области улучшения демографической ситуации яв-

    ляются:

    • разработка и реализация региональных программ улучшения демогра-

    фической ситуации;

    • разработка и реализация территориальных целевых программ в области

    народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения,

    молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение поло-

    жения семьи и детей;

    • организация информационно-просветительской деятельности по пропа-

    ганде региональной демографической политики.

    Концепция служит основой для формирования демографической полити-

    ки в субъектах Российской Федерации и разработки региональных планов по

    улучшению демографической ситуации.

    Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концеп-

    ции работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.

    97

    На первом этапе предполагается:

    • реализация плана первоочередных мероприятий на 2001–2003 гг. по

    реализации Концепции демографической политики Российской Федерации;

    • разработка и реализация региональных планов первоочередных мер,

    направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем

    применительно к конкретным субъектам Российской Федерации;

    • разработка основных направлений действий по реализации Концепции

    демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспек-

    тиву, основывающихся на перспективах социально-экономического развития

    Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этниче-

    ских групп населения и учитывающих региональные особенности демографиче-

    ских процессов;

    • разработка плана реализации основных направлений демографической

    политики Российской Федерации на 2003–2005 гг.

    Реализация первоочередных мероприятий позволит создать нормативно-

    правовую базу проведения активной демографической политики и обеспечить

    условия дальнейшего социально-экономического развития Российской Федера-

    ции.

    На втором этапе (после 2003 г.) предполагается:

    • выполнение плана реализации основных направлений демографической

    политики Российской Федерации на 2003–2005 годы;

    • оценка результатов выполнения плана первоочередных мероприятий на

    2001–2003 гг. по реализации Концепции демографической политики Российской

    Федерации и плана реализации основных направлений демографической поли-

    тики Российской Федерации на 2003–2005 годы;

    • разработка и реализация федеральной целевой программы, направлен-

    ной на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации на сред-

    несрочную перспективу.

    В результате проводимой в Российской Федерации работы, направленной

    на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться числен-

    ность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повы-

    шения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертно-

    сти населения. Улучшится структура размещения производительных сил, что,

    несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономиче-

    ского развития России.

    быть   является   ЮРИДИЧЕСКОЙ   должен   адвокаты   профессии   клиентов   деятельности   клиента   деятельности   клиенту   между   Президиумом   действия   примеры   норм   КОЛЛЕГИИ   адвокатуре   клиентов   своих   обеспечить   юристов   Юристы   права   АССОЦИАЦИИ   юристами   правовой   быть   ПРОФЕССИИ   Д Р Е В НЯ Я К У Л Ь Т У Р А