населения и будущей демографической ситуации: ">
сообщества  
  • Sitemap
  • Contact
  • 2. Источники данных о населении. Учет естественного и механиче-
  • Программа переписи населения (ППН).
  • 9. Урбанизация и особенности расселения в России
  • 10. Миграция населения
  • 11. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население
  • 12. Качество жизни населения
  • 13. Демографическое прогнозирование
  • 1 НАЗОВИТЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИ-
  • II. Концепция демографической политики Российской Федерации
  • Термины и понятия, используемые в Концепции
  • 3. Общие коэффициенты естественного движения населения
  • 4. Структуры населения
  • Расчёт числа лет, прожитых в браке методом условного поколения.
  • 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
  • 6. Социальная и демографическая политика.
  • 7. Смертность и продолжительность жизни.
  • 7.3. Таблицы смертности
  • 8. Естественный рост и воспроизводство населения
  • 13. Демографическое прогнозирование

    Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции.

    Обычно прогноз делается в трех вариантах, которые принято называть «нижним», «средним» и «верхним», причем «средний» вариант соответствует как бы наиболее вероятному ходу событий, а «нижний» и «верхний» задают внешние границы динамики демографических показателей.

    Классификация демографических прогнозов.

    1. По длине прогнозного горизонта:

    – краткосрочные (5–10 лет);

    – среднесрочные (25–30);

    – долгосрочные (больше 30).

    2. По целям прогнозирования.

    Аналитический прогноз. Целью аналитического прогноза является

    исследование современных тенденций воспроизводства населения путем оценки

    их возможного влияния на будущую численность и состав населения, а также на

    социально-экономическое развитие в целом.

    Аналитический прогноз обычно выражается в виде оценки параметров

    будущей демографической ситуации, которая делается на основе предположе-

    ния о неизменности режима воспроизводства населения или того или иного его

    изменения. Аналитический прогноз, как правило, является долгосрочным. При

    этом, будучи сам по себе мало реалистическим и маловероятным, аналитиче-

    ский прогноз как бы очерчивает возможные и не выходящие за пределы разум-

    ного рамки будущих изменений численности и структуры населения.

    Прогноз-предостережение. Целью прогноза-предостережения явля-

    ется показ возможных неблагоприятных или опасных последствий сложившейся

    демографической ситуации, во избежание которых необходимо принять соот-

    ветствующие меры.

    Нормативный прогноз. Основной целью нормативного прогноза яв-

    ляется выработка конкретных рекомендаций для достижения некоторого желае-

    мого состояния демографических процессов. При нормативном прогнозирова-

    нии формулируется ряд высказываний о желаемых характеристиках демографи-

    70

    ческой ситуации и демографических процессов: желаемая численность населе-

    ния, предпочитаемые уровни рождаемости, смертности и т.д. После чего наме-

    чаются меры, которые необходимо предпринять, чтобы достичь этих желаемых,

    или нормативных, целевых параметров.

    Функциональный прогноз. Целью функционального прогнозирова-

    ния является получение прогнозной информации о населении, необходимой для

    принятия решений в экономической, социальной, политической и других сферах

    деятельности государственного и социального управления. Функциональный

    прогноз – это прогноз, служащий конкретным практическим целям и задачам

    тех или иных организаций, фирм, корпораций, государственных органов, учеб-

    ных заведений и т.п.

    Методы демографического прогнозирования:

    1. Методы, основанные на применении математических функций.

    Основной сферой применения методов этого класса является прогнозиро-

    вание численности населения небольших территорий (например, регионов той

    или иной страны), особенно тех, для которых не существует надежной демогра-

    фической статистики.

    экстраполяционный метод основан на прямом использовании ли-

    нейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных

    изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста

    или прироста. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность

    населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на

    протяжении всего прогнозного периода.

    Один из простейших способов прогнозирования основан на предположе-

    нии о том, что среднегодовые абсолютные приросты численности населения,

    рассчитанные для отчетного периода времени, сохранятся и в будущем.

    Иначе говоря, в этом случае для перспективного расчета применяется ли-

    нейная функция

    Pt = P0 +Δ ⋅t ,

    где Pt и P0 – численность населения соответственно в моменты времени 0 и t,

    Δ – абсолютный среднегодовой прирост,

    t – время в годах.

    В реальности для прогнозирования численности населения линейная

    функция практически не используется, поскольку предположение о неизменно-

    сти абсолютных среднегодовых приростов может быть относительно верным

    только для очень кратких периодов времени (не более 5 лет).

    Несколько более реалистичным является предположение о неизменности

    среднегодовых темпов прироста численности населения, особенно при допуще-

    нии неизменных уровней рождаемости и смертности и отсутствии миграции. В

    этом случае речь идет об использовании в прогнозировании экспоненциальной

    функции:

    ert Pt = P0 ⋅ ,

    где r – среднегодовые темпы прироста,

    71

    t – время в годах,

    е – основание натуральных логарифмов.

    Аналитический метод основан на том, что исходя из прошлой де-

    мографической динамики подбирается функция, наиболее близко ее описываю-

    щая. В принципе это может быть любая функция. Однако в любом случае эта

    функция носит эмпирический характер, и не существует никакого общего мате-

    матического закона демографической динамики.

    2. Метод компонент, или метод передвижки возрастов.

    Метод компонент открывает перед разработчиками демографического

    прогноза более широкие возможности. В отличие от экстраполяционного и ана-

    литического он позволяет получать не только общую численность населения, но

    и его распределение по полу и возрасту.

    Двойное название данного метода связано с тем, во-первых, что его при-

    менение основано на использовании уравнения демографического баланса:

    P1 = P0 + B D + Mп ,

    где P0 и P1 – численность населения соответственно в начале и конце периода

    (года),

    В – число рождений за период,

    D – число смертей за период,

    Mп – миграционный приток за период,

    – миграционный отток за период.

    При этом В, D, Mп и называются компонентами изменения числен-

    ности населения за период (год).

    Во-вторых, с тем, что данные о численности отдельных возрастно-поло-

    вых групп передвигаются каждый год в следующий возраст, а численность ну-

    левой возрастной группы определяется на основании прогноза годового числа

    рождений и младенческой смертности.

    Суть метода компонент заключается в «отслеживании» движения отдель-

    ных когорт во времени в соответствии с заданными (прогнозными) параметрами

    рождаемости, смертности и миграции. Если эти параметры зафиксированы в

    некоторый начальный момент времени t0 , оставаясь затем неизменными на

    протяжении периода Δt , то это однозначно определяет численность и структу-

    ру населения в момент времени t0 t .

    Начиная с момента времени t0 , численность населения каждого отдель-

    ного возраста уменьшается в соответствии с прогнозными повозрастными веро-

    ятностями смерти. Из исходной численности населения каждого возраста вычи-

    тается число умерших, а оставшиеся в живых становятся на год старше. Про-

    гнозные повозрастные уровни рождаемости используются для определения чис-

    ла рождений на каждый год прогнозного периода. Родившиеся также начинают

    испытывать риск смерти в соответствии с принятыми ее уровнями. Метод ком-

    72

    понент учитывает также повозрастные интенсивности миграции (прибытия и

    выбытия).

    Процедура повторяется для каждого года прогнозного периода. Тем са-

    мым определяется численность населения каждого возраста и пола, общая чис-

    ленность населения, общие коэффициенты рождаемости, смертности, а также

    коэффициенты общего и естественного прироста. При этом прогнозные расчеты

    могут производиться как для однолетних возрастных интервалов, так и для раз-

    личных возрастных групп (5–летних или 10–летних). Техника перспективных

    расчетов в обоих случаях совершенно одинакова. Перспективные расчеты

    обычно делаются отдельно для женского и мужского населения. Численность

    населения обоих полов и его возрастная структура получается простым сумми-

    рованием численностей женского и мужского населения. При этом все прогноз-

    ные параметры рождаемости, смертности и миграции могут меняться для каж-

    дого года или интервала лет прогнозного периода.

    73

    Литература

    1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: Издательский дом

    NOTA BENE, 1999. 272 с.

    2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономи-

    ки. Учебное пособие. М., 2000. 448 с.

    3. Вагин В.В. Городская социология. Учебное пособие для муниципаль-

    ных управляющих. Московский общественный научный фонд. Москва, 2000.

    4. Гладкий Ю.Н. Основы региональной политики. Учебник. СПб.: Изд-во

    Михайлова В.А., 1998. 659 с.

    5. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардари-

    ки, 2000. 384 с.

    6. Гусаров В.М. Теория статистики. Учебн. пособие для вузов. М.: Аудит,

    ЮНИТИ, 1998. 247 с.

    7. Демография: современное состояние и перспективы развития. Учебн.

    пособие / Н.В. Зверева, А.Я. Кваша. Под ред. Д.И. Валентея. М.: Высш. шк.,

    1997. 271 с.

    8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление).

    Учебное пособие. М.: Тесса, Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 416 с.

    9. Копылов В.А. География населения. Учебное пособие. М.: Информа-

    ционно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 124 с.

    10. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов / Под

    ред. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 771 с.

    11. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Фе-

    никс, 2002. 448 с.

    12. Практикум по социальной статистике. Учеб. пособие / Под ред.

    И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

    13. Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях пере-

    ходной экономики (системный подход). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 328 с.

    14. Статистический ежегодник «Регионы России 2001»: Стат. сб. / Рос-

    тобл. комстат. Ростов-н/Д, 2002.

    15. www.gks.ru

    74

    Темы рефератов

    1. Прогноз динамики рождаемости и естественного прироста населения в

    регионе (стране, республике, крае, области).

    2. Анализ динамики половозрастной структуры населения в регионе

    (стране, республики, крае, области).

    3. Особенности демографической ситуации в регионе (Москве, Москов-

    ской области, России, экономическом районе и т.д.).

    4. Особенности демографической ситуации в городе.

    5. Прогноз роста и изменения структуры населения в городе.

    6. Динамика роста населения России за 100 лет.

    7. Проблемы рождаемости в России.

    8. О ситуации со смертностью населения в России.

    9. Смертность и факторы, на нее влияющие.

    10. Население крупного города: воспроизводство населения.

    11. Продолжительность жизни и факторы, на нее влияющие.

    12. Теория Мальтуса и неомальтузианство.

    13. Миграция населения в условиях экономических преобразований в

    России.

    14. Первые годы брака: влияние на рождаемость.

    15. Молодежь и социально-демографические проблемы Российской Фе-

    дерации.

    16. Современная демографическая ситуация в России и ее анализ.

    17. Основные тенденции развития демографической ситуации в России.

    18. Демографическое и экономическое развитие России.

    19. Население и экономика: рост численности населения и его последст-

    вия.

    20. Демографическая политика во Франции (Германии, США, Китае и др.

    зарубежных странах).

    21. Использование математических и статистических методов при про-

    гнозировании населения.

    75

    Контрольные вопросы

    1. Теоретические аспекты изучения народонаселения.

    2. Практические цели и задачи изучения народонаселения.

    3. История развития демографии.

    4. Предмет объект демографии.

    5. Задачи и методы исследования в демографии.

    6. Специализация внутри демографии.

    7. Источники данных о населении.

    8. Учет естественного и механического движения населения.

    9. Основные виды источников первичной демографической инфляции.

    10.Основные принципы переписи населения.

    11. Категории населения, учитываемые при переписи.

    12. Программа переписи населения (ППН).

    13. История переписей в России.

    14. Текущий статистический учёт событий естественного движения насе-

    ления.

    15. Текущие регистры населения (списки, картотеки).

    16. Выборочные и специальные обследования.

    17. Общие коэффициенты естественного движения населения. Абсолют-

    ная численность населения.

    18. Среднее население.

    19. Относительные показатели динамики численности населения.

    20. Среднегодовые темпы роста и прироста.

    21. Структуры населения

    22. Пол и половая структура населения.

    23. Возраст и возрастная структура населения.

    24. Возрастно-половые пирамиды.

    25. Брачное состояние и брачная структура населения.

    26. Семейная структура населения.

    27. Развод и разводимость.

    28. Рождаемость и репродуктивное поведение.

    29. Коэффициенты рождаемости.

    30. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости.

    31. Изучение репродуктивного поведения.

    32. Теория демографического перехода.

    33. Региональные различия рождаемости в России.

    34. Различия в рождаемости в разных странах мира.

    35. Социальная и демографическая политика.

    36. Демографическая политика в России.

    37. Смертность и продолжительность жизни.

    38. Коэффициенты смертности.

    39. Методы стандартизации коэффициентов смертности.

    40. Таблицы смертности.

    76

    41. Различия в смертности в разных странах мира.

    42. Естественный рост и воспроизводство населения.

    43. Показатели воспроизводства населения.

    44. Естественный прирост в различных регионах России.

    45. Естественный прирост в различных странах мира.

    46. Урбанизация и особенности расселения в России.

    47. Основные черты урбанизации в современном мире.

    48. Особенности урбанизации в России.

    49. Плотность населения и система расселения.

    50. Миграции населения.

    51. Виды и причины миграций, показатели территориальной подвижности

    населения.

    52. Миграции населения мира.

    53. Миграции населения России.

    54. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население.

    55. Влияние особенностей производства на демографические процессы.

    56. Влияние демографических факторов на занятость.

    57. Качество жизни населения.

    58. Методика определения качества жизни.

    59. Демографическое прогнозирование.

    60. Методы демографического прогнозирования.

    77

    Приложения

    I. Программа Всероссийской переписи населения 2002

    А. ВОПРОСЫ СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

    (по которым опрашивается все население)

    1 ФАМИЛИЯ, И., О.

    2 ВАШЕ РОДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, КТО ЗАПИСАН

    ПЕРВЫМ В ЭТОМ ДОМОХОЗЯЙСТВЕ:

    – лицо, записанное первым в домохозяйстве; жена, муж; дочь, сын; мать,

    отец;

    – сестра, брат; свекровь, свекор, теща, тесть; невестка (сноха), зять; ба-

    бушка, дедушка;

    – внучка, внук; другая степень родства, свойства; не родственник.

    3 ВАШ ПОЛ:

    – мужской, женский.

    4 ДАТА ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ:

    – число, месяц, год;

    – число исполнившихся лет.

    5 МЕСТО ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ

    6 ВАШЕ ГРАЖДАНСТВО:

    – России;

    – другого государства (укажите какого);

    – без гражданства.

    7 К КАКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ (НАРОДУ) ИЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ

    ГРУППЕ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ?

    по самоопределению опрашиваемого. Конституция РФ, ст.26.

    8 ВАШЕ БРАЧНОЕ СОСТОЯНИЕ:

    – никогда не состоял(а) в браке; разведен(а); разошелся(лась); вдовец,

    вдова;

    – состоит в браке –> зарегистрирован ли браке в органах ЗАГС: да, нет.

    Для лиц в возрасте 6 лет и старше

    9 УЧИТЕСЬ ЛИ ВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ? (школе,

    училище, колледже, вузе и т.п.):

    – да

    – укажите тип образовательного учреждения:

    – общеобразовательное;

    – начального профессионального образования;

    – среднего профессионального образования;

    – ВУЗ;

    – нет.

    Для детей в возрасте 3–9 лет, не посещающих школу

    10 ПОСЕЩАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?

    – да, нет.

    Для лиц в возрасте 10 лет и старше

    78

    Продолжение

    ВАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

    – начальное общее (начальное);

    – основное общее (неполное среднее);

    – среднее (полное) общее;

    – начальное профессиональное (профессионально-техническое);

    – среднее профессиональное (среднее специальное);

    – неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее);

    – высшее профессиональное (высшее);

    – послевузовское профессиональное.

    11 Если Вы не имеете начального общего образования, то укажите, умеете

    ли читать и писать?

    – да, нет.

    12 ВАШ РОДНОЙ ЯЗЫК

    13 ВЛАДЕЕТЕ ЛИ ВЫ СВОБОДНО РУССКИМ ЯЗЫКОМ:

    – да, нет.

    14 ДРУГОЙ ЯЗЫК, КОТОРЫМ ВЫ СВОБОДНО ВЛАДЕЕТЕ

    15 УКАЖИТЕ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У ВАС ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ К

    ЖИЗНИ:

    – доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном

    хозяйстве);

    – личное подсобное хозяйство; стипендия; пенсия; пособие (кроме – по-

    собия по безработице);

    – пособие по безработице; другой вид государственного обеспечения;

    сбережения;

    – доход от сдачи внаем или в аренду имущества;

    – проценты по денежным вкладам и ценным бумагам; на иждивении;

    иной источник.

    16 ИМЕЛИ ЛИ ВЫ РАБОТУ ИЛИ ДОХОДНОЕ ЗАНЯТИЕ со 2 по 8 ОК-

    ТЯБРЯ 2002 г.?

    – да, нет

    17 В КАЧЕСТВЕ КОГО ВЫ РАБОТАЛИ?

    Если Вы имели не одну работу (доходное занятие), то укажите по той

    работе (занятию), которую считаете для себя основной.

    – в качестве наемного работника;

    – на собственном предприятии или в собственном деле;

    – привлекая наемных работников на постоянной основе;

    – без наемных работников или привлекая их от случая к случаю;

    – в качестве члена производственного кооператива (артели);

    – в качестве помогающего без оплаты на принадлежащем родственнику

    (ам)

    – предприятии или крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    79

    Продолжение

    Б. ВОПРОСЫ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

    (по которым опрашивается 25 % населения)

    Только для тех, у кого проставлена метка “да” в вопросе 15

    быть   является   ЮРИДИЧЕСКОЙ   должен   адвокаты   профессии   клиентов   деятельности   клиента   деятельности   клиенту   между   Президиумом   действия   примеры   норм   КОЛЛЕГИИ   адвокатуре   клиентов   своих   обеспечить   юристов   Юристы   права   АССОЦИАЦИИ   юристами   правовой   быть   ПРОФЕССИИ   Д Р Е В НЯ Я К У Л Ь Т У Р А