сообщества  
  • Sitemap
  • Contact
  • 2. Источники данных о населении. Учет естественного и механиче-
  • Программа переписи населения (ППН).
  • 9. Урбанизация и особенности расселения в России
  • 10. Миграция населения
  • 11. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население
  • 12. Качество жизни населения
  • 13. Демографическое прогнозирование
  • 1 НАЗОВИТЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИ-
  • II. Концепция демографической политики Российской Федерации
  • Термины и понятия, используемые в Концепции
  • 3. Общие коэффициенты естественного движения населения
  • 4. Структуры населения
  • Расчёт числа лет, прожитых в браке методом условного поколения.
  • 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
  • 6. Социальная и демографическая политика.
  • 7. Смертность и продолжительность жизни.
  • 7.3. Таблицы смертности
  • 8. Естественный рост и воспроизводство населения
  • 12. Качество жизни населения

    67

    А.И. Субретто определяет качество жизни как систему качеств духовных,

    материальных, социокультурных, экологических и демографических компонен-

    тов жизни. В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил челове-

    ка, творческий смысл его жизни. Причем в соответствии с учением о трех родах

    качества – предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном

    раскрываются и индивидуальное, и общественные качества жизни, разнообразие

    потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творче-

    ского развития.

    Три рода качества жизни – это как бы несколько ее «срезов»: предметно-

    вещественных, который позволяет рассмотреть биолого-физические и матери-

    альные аспекты качества жизни, функциональных, с его помощью можно оце-

    нить жизнь с точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодей-

    ствии с социально-экономическими, культурными и экологическими «простран-

    ствами», системно-социальный – раскрывает качество самих «пространств».

    Категория качества становится символом прогресса и выживаемости ци-

    вилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о

    качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко

    используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества

    человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управ-

    ления, качества систем «человек-техника», качества информации.

    ООН ежегодно проводить исследования с целью ранжирования стран ми-

    ра по индексу «качества жизни» (глобальный уровень управления качеством). В

    качестве главных индикаторов используются: ожидаемая продолжительность

    жизни, уровень образования и покупательная способность населения.

    Американская некоммерческая организация «Комитет по демографиче-

    скому кризису» проводит исследования качества жизни в 10 крупнейших горо-

    дах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество

    жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чисто-

    та воздуха, общественная безопасность. По данным на 1990 год самыми лучши-

    ми для жизни по всем показателям оказались Мельбурн, Монреаль, Сиэтл-Та-

    кома, набравшие в суме 86 баллов и более. Достаточно высокие оценки получи-

    ли Москва (64 балла), Санкт-Петербург (62), Киев (74 балла.). Наихудшим было

    качество жизни в столиц Нигерии Лагосе (19 баллов). Конечно, это были только

    первые и пока еще достаточно робкие шаги, в общей тенденции становления

    будущей глобальной системы мониторинга качества жизни.

    Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество

    образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество

    социальной, экономической и политической организации общества.

    Здоровье – синтетический индикатор качества. При этом в соответствии с

    представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья

    включает в себя категории физического, психического, духовного и социального

    здоровья. Кроме здоровья, интегральными индикаторами выступают: уровень

    качества среды, качество образования и его доступность для населения, качест-

    68

    во населения – система демографических показателей, качество культуры –

    культурологические измерители качества жизни (индикаторы доступности для

    населения – детей, молодежи, зрелого населения, стариков – театра, музыки,

    кино, живописи, библиотек и др.; особым индикатором качества культуры лич-

    ности и качества интеллекта выступает разнообразие «речевого языка» и дина-

    мичность чтения).

    Управление качеством жизни, таким образом, включает в себя управле-

    ние развитием качества личности на основе процессов социализации, в первую

    очередь в рамках семьи и образования, управление качеством среды жизни,

    управление качеством образования, управление качеством развития населения,

    управление качеством здоровья населения и др. Речь идет о «мягком» управле-

    нии, опирающемся на методологическую базу всего комплекса системных наук,

    учения о цикличности развития, экологии, науки об образовании, педагогики,

    человековедения, квалитологии и квалиметрии.

    Методика определения качества жизни

    В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее

    показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергети-

    ческие, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из со-

    вокупности объективных потребностей. Каковы же эти объективные потребно-

    сти?

    Говоря о потребностях в контексте качества жизни, по-видимому, следует

    вспомнить истину, провозглашенную много столетий назад древнегреческим

    мыслителем Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Мера человека явля-

    ется мерой всего, что происходит в мире. Поэтому, говоря о совокупности объ-

    ективных потребностей человека, нужно исходить из чувства здравого смысла

    из законов формальной логики.

    Совокупность объективных свойств включает:

    1. Материальную (физическую, вещественную) базу для существования

    человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-

    технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, а

    также используемые товары и услуги, в том числе уровень развития здравоохра-

    нения.

    2. Политические условия существования человека, включающие его пра-

    вовую и социальную защищенность, предоставляемые конституционные гаран-

    тии.

    3. Экономические условия существования человека, включающие состоя-

    ние производства, эффективность экономических институтов, состояние энерге-

    тических и сырьевых запасов государства.

    4. Нравственную обстановку в обществе.

    5. Возможность творческого самовыражения, самореализации личности,

    свободу выбора социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления

    и поведения, наличие права на собственное мнение.

    Список этих свойств не замкнут и может быть расширен.

    69

    Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни в предложен-

    ной постановке, следует решить три основные задачи:

    1. Дать описание каждого из показателей, составляющих количественную

    характеристику качества.

    2. Определить меру сравнения для каждого из показателей количествен-

    ной характеристики.

    3. Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое поня-

    тие, которое характеризуется как уровень качества жизни.

    быть   является   ЮРИДИЧЕСКОЙ   должен   адвокаты   профессии   клиентов   деятельности   клиента   деятельности   клиенту   между   Президиумом   действия   примеры   норм   КОЛЛЕГИИ   адвокатуре   клиентов   своих   обеспечить   юристов   Юристы   права   АССОЦИАЦИИ   юристами   правовой   быть   ПРОФЕССИИ   Д Р Е В НЯ Я К У Л Ь Т У Р А